«Экологическое воспитание на уроках английского языка»
Формирование экологической культуры является сейчас очень важным фактором существования человечества. Проблема экологического воспитания и формирования экологической культуры школьников активно разрабатывается в теории и практике современной школы. Цель экологического образования и воспитания — формирование экологической культуры личности и общества.
Экологическое образование на уроках иностранного языка должно решать три задачи:
1) Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
2) Формирование отношения к природе на уроках иностранного языка. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
3) Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Учебный предмет «иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности.
На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:
— формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
— воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
— включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
— развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
— воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Анализ рекомендованных на данный момент УМК по английскому языку для общеобразовательной школы показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит в современных УМК от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.
На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).
Ввиду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощенный характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.
Анализ УМК «Английский в фокусе» позволяет выявить определенную закономерность: лексический материал, затрагивающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость
Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.
Мне бы хотелось остановиться на проектной деятельности, посвященной экологическим проблемам, на разных этапах обучения по УМК «Английский в фокусе» (2-7 кл. и 10-11) и «Английский с удовольствием» (8-9 кл)
В начальной школе, во 2 и 3 классе, учитывая уровень лексического и грамматического владения языком, организуется проект «Мой питомец». В своих проектах учащиеся представляют животное, которое у них есть, за которым они ухаживают, его особенности и предпочтения.
Цель такого проекта – привлечь внимание детей к «нашим меньшим братьям», акцентируя внимание на беззащитности животных, их дружелюбии и их зависимости от человека.
В 4 классе ученики сравнивают различных диких животных, описывают их среду обитания, внешность и характеристики. Цель такого проекта – познакомить обучающихся с особенностью жизни животных в дикой природе, с национальными парками и правилами поведения в зоопарке.
В 5 классе в рамках изучения темы «Животные вокруг нас» была организована работа над проектом «Красная книга России». Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к проблеме исчезающих видов животных и мерам по их спасению.
Экологическое воспитание школьников через предмет Иностранный язык идет на уроках во время изучения тем «Мы живем на чудесной планете» и «Лучший друг в мире – это ты» в 8 классе по УМК «Английский с удовольствием», где обучающиеся знакомятся с лексикой по темам: «Погода. Климат», «Глобальные катастрофы», «Экологические проблемы», «Человек и природа».
В конце изучения данных тем ребятам предлагается поучаствовать в игре, целью которой является проверка знаний и умений учащихся по теме «Экология». В ходе этого урока решаются следующие задачи: закрепить изученный материал, повысить мотивацию к изучению английского языка, развивать творческие способности у учащихся через выполнение творческих заданий, привить чувство такта, учить слушать и уважать друг друга при работе в группах. Данное занятие занимает 2 урока.
Кроме этого, была организована исследовательская работа по теме «Я здесь живу». Обучающаяся 8 класса Островская Н. представила работу по проблеме, связанной с экологической ситуацией в г.о. Домодедово, сделав акцент на огромной свалке недалеко от города. Выполняя данный проект учащаяся посетила предприятие «Эко-транс», встретилась с заместителем руководителя данной организации, изучила предоставленные ей документы, со своим папой посетила эту свалку, сделала фото и видео. Изучила материалы в сети Интернет, сообщения в соцсетях и на неофициальном сайте Домодедово. В итоге, ее работа вылилась в исследовательский проект «Домодедовская свалка: проблемы и перспективы», который она представила на региональной научно-практической экологической конференции для школьников на английском языке «Экология души» в г. Одинцово в апреле 2016г.
Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках иностранного языка необходимо и возможно. Если умело использовать языковые игры в качестве самостоятельной технологии, это дает значительный скачок в усвоении новых или закреплении уже изученных знаний, повышает мотивацию к изучению данной темы или изучению иностранного языка в целом, позволяет получать удовольствие от процесса общения на изучаемом языке. Указанные приемы и формы развивают познавательные способности школьников, вызывают любовь к природе, вызывают умение общаться на равных по этой теме со своими сверстниками за рубежом, повышают их экологическую культуру.