Использование интернет-ресурсов как эффективного средства формирования навыков аудирования

«Использование интернет-ресурсов как эффективного средства формирования навыков аудирования в старшей школе»

Бабынина Татьяна Васильевна,

Одним из ключевых моментов при изучении английского языка является аудирование. Понятие «аудирование» рассматривается отечественными лингвистами как процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

Но как раз восприятие и понимание звучащей речи на слух зачастую вызывает наибольшие трудности в процессе обучения языку, так как оно предполагает преодоление большого количества препятствий, которые обусловлены такими факторами как характер языкового материала, условия предъявления, смысловое содержание, источники информации, а также индивидуальные особенности как говорящего (манера речи, темп, наличие акцента), так и слушающего, его аудитивный опыт и т.д.

В то же время, аудирование является мощным средством обучения, способствуя усвоению лексики и грамматики иностранного языка, его фонетического состава, интонации, ритма и мелодики. Кроме того, аудирование является эффективным средством обучения другим видам речевой деятельности: говорению, чтению и письму. Аудирование — это внутренне активная форма речевой деятельности. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение. Таким образом, без овладения умением аудирования невозможно общение.

Чтобы улучшить навыки аудирования, нужна практика: нужно больше и чаще слушать английскую речь. Поэтому можно предложить несколько  эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух.

  1. Общение на английском языке
  2. Радио на английском языке
  3. Подкасты
  4. Аудиокниги
  5. Фильмы
  6. Песни
  7. Аудио к учебникам

В современном мире все это легко осуществить, если есть интернет, где можно найти различные сайты на формирование и развитие навыков аудирования у школьников, с различными типами заданий, которые успешно применяются и на уроке, и в виде домашнего или индивидуального задания.

При 3  часах английского языка в неделю мне  не удается уделять должного внимания развитию у обучающихся навыков аудирования. Как правило, используются задания на общее понимание текста и поиск заданной информации (упражнения в учебнике Spotlight). Благодаря Интернет-ресурсов более детальное (и, следовательно, трудоемкое) прорабатывание текста можно осуществлять дома. Я часто использую  образовательный ресурс www.listen-and-write.com

– прекрасное средство для развития навыков аудирования. Из обширной базы данных всегда можно выбрать подходящий по тематике и уровню (из 22!) сформированности навыка текст и предложить ученикам записать его. Программа предоставляет выбор записать текст целиком по предложению или вписать отдельные слова, при этом можно выбрать любое количество пропущенных слов в предложении. (личностно-ориентированный подход) Что особенно ценно, данный ресурс обладает продуманной системой подсказок в выполнении задания. Например, предусмотрены различные виды помощи при написании слова: автоматическое завершение и подсказка следующей буквы, что очень полезно при написании имен собственных, названий местности или населенных пунктов. Необходимо отметить, что программа учитывает все «подсказанные» слова и выводит их в отдельную таблицу, кликнув на слово из которой Вы можете посмотреть его определение и использование в различных контекстах.

Другой Интернет-ресурс, предназначенный для развития навыка аудирования — http://www.eslvideo.com/

Программа предоставляет возможность загрузить видео файл, разработать к нему задания в форме множественного выбора, записать текст, выполнить перевод или добавить любые записи, например, незнакомые слова, существенные для понимания звучащего текста. Кроме того, что особенно ценно для учебного процесса, ученики после выполнения задания сразу видят свой результат и могут отправить его преподавателю, указав свое имя и «код» преподавателя. Удобный и понятный интерфейс программы, хорошо продуманная система поиска позволяют применять ее на любом этапе изучения языка. Другим преимуществом данного ресурса является возможность не только слушать звучащую речь, но и наблюдать за говорящим, его мимикой, взглядом, походкой. Просмотр аутентичных видеоматериалов является эффективным средством повышения мотивации обучающегося к изучению иностранного языка, поскольку они демонстрируют функционирование языка в форме, принятой его носителями в естественном социальном контексте, знакомят с нормами и правилами общения и поведения, показывают различные типы взаимоотношений и иллюстрируют язык мимики и жестов. Обучение иностранным языкам имеет коммуникативную направленность, поэтому видео является уникальным средством для обучения говорению и иноязычному общению. Видео позволяет обучать иноязычному общению с учетом различных социолингвистических факторов, представленных с помощью визуальной информации и во многом определяющих характер речевых высказываний коммуникантов, а именно: их социального статуса, характера взаимоотношений, пространственно-временных условий общения. Аутентичные видеоматериалы предлагают большое разнообразие образцов языка и речи, включая различные региональные акценты, общеупотребительную и специальную лексику, идиомы, и тем самым обеспечивая широкие возможности для овладения иноязычной культурой. Демонстрация видео имеет огромное значение в процессе обучения иностранным языкам, поскольку использование видеоматериалов базируется на одном из основных методических принципов — принципе наглядности. Во время просмотра видеоматериалов происходит слухо-зрительный синтез, одновременная трансляция звука и изображения, что способствует развитию навыков и умений восприятия речи на слух и стимулирует устно-речевое общение обучаемых. Во время просмотра видеофильма задействуются все виды речевой деятельности. Как известно, увиденная и услышанная информация запоминается в пять раз лучше только услышанной.

Интернет-ресурс, предлагающий разнообразные типы заданий (не только по аудированию)

http://www.efl247.com.

Задания на множественный выбор, заполнение пропусков, определение верно ли высказывание и другие могут быть составлены, используя данную программу. Программа требует обязательной регистрации, при этом Вы указываете уровень владения языком (выбор из Beginner, Intermediate, Advanced) и возраст потенциальных обучающихся (Children, Teenagers, Adults, в отдельную группу вынесены Adults-Business) и по мере поступления подходящих материалов на электронную почту приходят уведомления с указанием тем текстов. Таким образом, Интернет-ресурсы второго поколения (социальные сервисы) – сетевое программное обеспечение, поддерживающее социальные отношения, являются эффективным средством организации образовательного пространства, поскольку позволяют участникам процесса обучения осуществлять совместную деятельность, использовать новейшие материалы в различных форматах, тренировать различные виды речевой деятельности.