Использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе

Использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе как основного элемента здоровьесберегающего пространства

Т. В. Бабынина

МОУ Домодедовский лицей № 3

Городского округа Домодедово

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

 Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?

А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский юмор, поиграть. Цель учителя английского языка – обучение через развлечение и игру.

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Для создания благоприятного здоровьесберегающего пространства важно учитывать психологические особенности детей этого возраста (преобладания эмоциональной сферы над интеллектуальной, преобладание непроизвольного запоминания). Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, которая балансирует между ролью организатора,  помощника и соучастника общего действия.

Так, на первом этапе обучения основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры.  Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база, поэтому целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры-соревнования.

Любой урок должен быть увлекательным, вызвать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. И от того, каким будет начало урока, зависит многое. Начало урока всегда должно быть эмоциональным.  Можно начать урок веселой музыкой. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой», когда в гости к детям приходят сказочные герои, животные. Все это позволяет создать эмоциональную атмосферу урока и, как следствие, благоприятную психологическую обстановку, мотивировать учащихся к обучению речевому общению.

Игра – дверь в душу ребенка. Именно в игре он раскрывается, т. е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие, например, игры-пантомимы.  — При изучении темы My pet прошу ребят изобразить животной движением, мимикой, голосом, жестами.

— При изучении темы My day дети изображают действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки работы одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». Во время фронтального опроса использую игру с мячом: ученик ловит мяч на правильный ответ и не ловит на неправильный. Один из приемов здоровьесбережения на этапе работы со словарем, когда дети выбегают к доске поочередно и на скорость записывают слова.

Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока, в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на их здоровье. Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Игровая деятельность на уроках английского языка не только организует процесс общения на языке, но и развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учащихся, что положительно сказывается на их успеваемости, а следовательно, и на психологическом состоянии и здоровье. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает ученику преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок, что благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения из-за того, что ученик может говорить наравне со всеми.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс положительным не только в ракурсе здоровьесбережения школьников, но и более качественным и более содержательным, так как:

— игра втягивает в активную и познавательную деятельность каждого обучающегося в отдельности и всех вместе, и тем самым является эффективным средством управления учебным процессом;

— игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения и саморазвития для ее участников;

— игра имеет определенный результат и стимулирует обучающегося к достижению цели;

— в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

— состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

— создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

— обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

— тренировку обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

На важность использования игр при обучении иностранным языкам обратил внимание величайший педагог прошлого Ян А. Коменский. В своей работе Педагогическая поездка по Швейцарии» К. Д. Ушинский писал: «В малолетней школе не учатся, а играют, но, играя, развиваются, обучаются». И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Вот почему игра должна не только занимать важное место на уроке английского языка, но и быть его стержнем. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока английского языка вы начальной школе и создавал общую игровую атмосферу.

Согласно вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

— игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по английскому языку;

— использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации реального общения и повышения эффективности учебного процесса;

— игровые элементы на уроке положительно влияют на психофизическое состояние школьников.

А. С. Макаренко писал: « В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело… У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь».

 

Библиография

  1. Клементьева Т. Б. Enjoy teaching English. Спб.: Каро, 2003
  2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. Спб.: Каро, 2006
  3. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1977
  4. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка// Методическое пособие// М.: Астрель, 2004
  5. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Программа начального общего образования по английскому языку. М.: Астрель, 2007
  6. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Издательство политической литературы, 1975
  7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, т.2.М.: Педагогика, 1988
  8. Черепова Н. Ю. Английский язык для дошкольников. Игры, песни, стихи. М.: Аквариум, 2002
  9. Шарафутдинова Т. М. обучающие игры на уроках английского языка. ИЯШ №8, 2005