Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность урока
на основе ключевых компетенций
педагогов и обучающихся» (05.11.15)
ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам.
Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Поэтому появилась идея показать метапредметный урок и внеурочную деятельность «Маленькие звезды» на областном семинаре «Оптимизация работы учителя английского языка с помощью современных педагогических и ИКТ технологий в контексте ФГОС нового поколения»
Данный урок был проведен с группой учащихся 3в класса. У учащихся данной группы высокая мотивация на изучение иностранного языка с хорошими речевыми и языковыми способностями.
Тема урока «Аппетит приходит во время еды».
В ходе урока прослеживались этапы формирования ключевых
компетенций у школьников.
- Эмоционально-мотивационный этап
С первых минут урока с классом был установлен деловой контакт, при этом поддерживалась дружелюбная атмосфера. Для мотивации учебной деятельности учащихся было предложено стихотворение: я начинала, а ребята продолжали его словами на английском языке по теме «Еда».
- Организационно-деятельностный этап. Постановка целей и задач урока.
О теме урока учащиеся догадались сами, стараясь перевести с английского языка пословицу “Appetite comes with eating” – Аппетит приходит во время еды.
3.Этап актуализации знаний.
Не секрет, что основная цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции учащихся, поэтому на уроке особое внимание было уделено диалогической и монологической речи. Был организован управляемый диалог с целью закрепления ранее изученных лексических единиц, а затем каждый ученик сказал, что он любит и не любит есть (с опорой на интерактивной доске)
Кроме того, мы спели песенку, которая явилась динамической паузой перед проверочным заданием.
- Создание проблемной ситуации. Выполнение самостоятельной работы. Было предложено распределить по группам слова, связанные с темой «Еда».
Взаимоконтроль. Учащиеся обменялись листочками, на доске появились правильные ответы, дети проверили и оценили друг друга.
Для учащихся взаимоконтроль был призван выполнить, прежде всего, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции.
Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения. В этом классе ответственность за проведение физкультминутки лежит на учащихся, почти у каждого из них есть свой стишок-зарядка на английском языке, но наша база физкультминуток пополняется, чтобы предоставить возможность каждому ученику проявить свои фантазии, а также не бояться аудитории.
- Творческий этап
Далее наш урок плавно перетек в занятие по внеурочной деятельности. На экране появились фотографии детей с мамами (спасибо родителям, ничего не говоря детям, прислали мне фото). Поэтому для них был эффект неожиданности, новый мотивационный момент урока. Конечно же, я использовала этот слайд не просто так, а для того, чтобы акцентировать внимание детей на нашей дальнейшей работе. Я напомнила, что 29 ноября в России отмечается День матери и предложила им использовать их знания по теме «Еда», чтобы приготовить для мам вкусный обед.
- Этап эмпирического моделирования. Работа в группах, проектная деятельность. Именно на этом этапе дети учатся
-проявлению терпимости к другим мнениям;
-оказанию помощи другим учащимся;
-умению сотрудничать с другими учащимися;
-умению работать в группе.
Каждая группа получила свой блюдо: набор картинок с продуктами, рецепт и картинку с посудой. Ученики выбирали продукты согласно рецепту, наклеили их над посудой, а потом представили полученной блюдо одноклассникам. Кроме того, они успели потанцевать под клип повара и подпевали ему.
- Рефлексия была организована следующим образом: если детям понравилось то, чем мы занимались на уроке, они хлопали, если нет – топали.
- Этап теоретического моделирования стало домашнее задание, придумать и нарисовать рецепт для бабушки.Весь урок велся на английском языке, речь учителя была адаптирована с учетом речевых возможностей учащихся и поставленной цели обучения.
Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.
Закончить выступление хочу словами писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»