Театральная постановка как эффективная форма социолингвистической адаптации учащихся

Театральная постановка на английском языке во внеурочной деятельности  как эффективная форма социолингвистической адаптации учащихся

Т. В. Бабынина

МАОУ Домодедовский лицей № 3

им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова

 

«В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться.

Пробудить в человеке истинно человеческие начала,

любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли,

призван, прежде всего, учитель»

Антуан де Сент-Экзюпери

В центре внимания современного языкового образования находится процесс формирования и развития коммуникативной личности в совокупности необходимых компетенций, способствующих реализации различных видов коммуникативного взаимодействия, а также формированию готовности активно участвовать в процессах коммуникации на иностранном языке как элементах общечеловеческой культуры. Уже давно признан тот факт, что важно не только изучение языка, как такового, но и обучение коммуникации посредством иностранного языка. Иностранный язык, являясь в достаточной степени универсальной дисциплиной, должен в особой степени способствовать социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию ключевых компетенций через знакомство с разными видами социальной деятельности.

Социокультурная компетентность  –  умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национальных и культурных особенностях страны изучаемого языка.

Формирование социолингвистической и социокультурной компетентности начинается с уроков иностранного языка, на которых учитель даёт учащимся как лингвистические, так и общекультурные знания, знакомит школьников с особенностями, присущими другой культуре, народам и национальностям.

К сожалению, на уроке мы ограничены временем, программой, необходимостью оценить каждого ученика. И здесь на помощь приходит внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность  помогает решить несколько проблем. А именно:

  • практическое применение знаний, навыков и умений, полученных на уроке;
  • дальнейшее совершенствование речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности;
  • развитие интереса и создания положительной мотивации к изучаемому предмету;
  • развитие творческих способностей и талантов учащихся.

Несомненно, что решение данных проблем необходимо начинать уже в начальных классах. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств личности как самостоятельность, активность, инициативность.

Мне хотелось бы поделиться опытом организации курса внеурочной деятельности «Маленькие звезды» с детьми начальной школы.

В школьной практике давно существует междисциплинарное направление, называемое  театральной педагогикой. Этому вопросу в разное время уделяли внимание такие авторы как Б. Юсов, О. Антонова, А. Ершова, Е. Кожара, С. Холл и многие другие.

Известно, что школьный театр существовал еще во времена Средневековья. «Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов», – писал А. Герцен.  А. Н. Радищев называл детский театр «театром пользы и дела» и только попутно с этим – «театром удовольствия и развлечения».

Театральная постановка на английском языке является некой универсальной обучающей моделью во внеурочной деятельности, где  ребенок получает возможность проявить индивидуальность, свободу выбора, возможность формирования уникальных качеств личности. Театрализованная деятельность очень быстро раскрепощает ребенка, снимает зажатость, формирует способность к образному восприятию окружающей действительности.

Прежде чем представить нашу постановку публике, у нас проходит непростой подготовительной этап. Конечно, не надо забывать, что у детей должен быть выбор! Поэтому я всегда предлагаю несколько постановок на выбор, давая возможность высказаться в пользу той или иной пьесы, объективно оценить наши возможности, подготовить костюмы и декорации.

Далее стараюсь найти мультфильм или детский фильм на английском языке, связанный с выбранной постановкой.  Ребята учатся на примере классических фильмов,  друг у друга, что-то привносят в характер персонажа от себя, и такие находки бывают удивительно интересными и точными. Не все дети одинаково одарены, есть робкие, скованные, зажатые, есть дети с плохой дикцией. И здесь моя задача —  помочь ребенку избавиться от этих проблем, поверить в себя, вселить уверенность, помочь овладеть навыками сценического поведения, отработать произношение, а порой, научить петь и танцевать, – одним словом, раскрыть талант юного актера и развить его.

Кроме этого, участие в театральной постановке обогащает словарный запас учащихся, развивает диалогическую речь, помогает преодолеть «языковой барьер».

Но как измерить результат этой интересной и непростой работы? Формально работа театрального коллектива и педагога оценивается итогами конкурсов и фестивалей различных уровней. Это важный показатель успеха работы группы и учителя. Благодаря созданию Ассоциации учителей английского языка Московской области, у нас появилось больше возможности показать себя, участвуя в различных конкурсах и конференциях.

Начиная со 2 класса, мы с ребятами создали несколько театральных постановок на английском языке:

«Репка», «Теремок», «Красная Шапочка» — 3 класс,

«Красная Шапочка на новый лад», «Принцесса, которая не умела плакать», «Пиноккио», «Три поросенка» — 4 класс.

В 2015-2016 учебном году мы смогли представить наши постановки на региональном уровне, показав отличный результат:

Наша постановка «По следам Алисы…» получила  диплом 1 степени  в региональном конкурсе театральных постановок на английском языке по произведениям английских и американских авторов «Let’s dramatize!». Мы также приняли участие в заключительном гала-концерте регионального конкурса театральных постановок на английском языке по произведениям английских и американских авторов ‘Let’s dramatise’ 21 января 2016 года в г. Люберцы.

«Джек и Бобовое зернышко»  стал победителем муниципального конкурса театральных постановок на английском языке г.о. Домодедово «Мир театра» в номинации «Музыкальное произведение,

Сцена из произведения «Принц и нищий» —  победитель в номинации «Оригинальное представление» на II Областной научно–практической конференции учащихся на английском и немецком языках «Культурное наследие стран изучаемого языка», посвященной 150-летию Р.Киплинга. 27.02.2015. г. Подольск, а также  призер в  номинации «Владение иностранным языком».

Неоспорим тот факт, что такой успех повышает интерес учащихся к изучению английского языка, дает им возможность поделиться опытом с другими детьми, и самим стать зрителями, а порой и критиками.

Ещё одна форма оценки, которую я использую в нашей совместной внеурочной деятельности – это показательные выступления для родителей, которые мы проводим два раза в год. Такое выступление  – это всегда очень эмоциональное событие, вызывающее бурный восторг, волнение и радость юных актеров. Актуальность данного мероприятия обусловлена тем, что показательное выступление – это всегда определенный итог проделанной работы. Кроме того, это праздник, необходимый самому учителю, детям и их родителям.

В заключении хочется отметить, что работа по данной  программе внеурочной деятельности очень трудоёмкая, и первые шаги очень трудные. Но эта деятельность приносит большую пользу для развития личности ребёнка, даёт, эмоциональный заряд педагогам и, конечно, способствует более тесному сотрудничеству между школой и семьёй. Она создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией в новом мире, а также продемонстрировать свои знания английского языка. Не бойтесь такой деятельности, у Вас всё получится.